1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Дополнительные задания к теме 4







1. К какому типу можно отнести реакции: а) получения этилена из этанола; б) гидрирования пропилена; в) метанола с калием; г) получения N2O4 из NO2 при его охлаждении? Составьте уравнения этих реакций. Дайте полную характеристику любой из них.image1


2. В чем отличие окислительно-восстановительных реакций от реакций ионного обмена? Ответ поясните конкретными примерами.
Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, в которых изменяются степени окисления элементов, входящих в состав реагентов. Например:image2

Реакциями ионного обмена называют реакции между растворами электролитов, в результате которых они обмениваются своими ионами. В реакциях ионного обмена степени окисления не изменяются:image3


3. Приведите примеры реакций замещения и соединения, протекающих между органическими веществами. Укажите их особенности по сравнению с аналогичными реакциями между неорганическими веществами.
Замещения (реакции этого типа можно рассматривать, как реакции обмена, но в органической химии предпочтительней термин «замещение», поскольку в обмене (замещении) участвует лишь меньшая часть органической молекулы):image4

Реакции замещения у органических соединений отличаются тем, что в этих реакциях как правило, одна группа атомов замещается на другую, тогда как в неорганических реакциях замещения один элемент замещается на другой.
Соединения:image5


4. Составьте уравнения реакций, которые соответствуют следующей характеристике: а) реакция соединения, эндотермическая, окислительно-восстановительная и т.д.; б) реакция обмена, необратимая и т.д.

image6 - Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция соединения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: обратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: эндотермическаяimage7

 - Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция обмена
 - Изменение степеней окисления химических элементов: не окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: экзотермическая.

5. Напишите уравнения реакций получения оксида меди (II) при помощи реакций: а) разложения; б) соединения. Дайте полную характеристику каждой из них.

image8  - Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: не окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: эндотермическая.image9

- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция соединения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: обратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: экзотермическая.

6. Напишите три уравнения реакций получения кислорода при помощи реакций разложения. Дайте полную характеристику одной из них.

image10- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: каталитическая
 - Тепловой эффект: эндотермическая.image11

- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: эндотермическая.image12

- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: эндотермическая.

7. Напишите уравнения двух реакций соединения, которые: а) сопровождаются окислением-восстановлением участвующих в реакции веществ; б) не сопровождаются окислением-восстановлением участвующих в реакции веществ.image13


8. При нагревании цинка с оксидом серы (IV) образуются оксид и сульфид цинка. Составьте уравнение этой реакции и дайте ей характеристику с точки зрения различных классификаций.

image14- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция замещения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: экзотермическая.

9. Напишите уравнения реакций получения водорода при помощи реакций: а) замещения; б) разложения. Дайте полную характеристику каждой из них.

image15- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция замещения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: необратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: экзотермическая.

image16- Число и состав исходных веществ и продуктов реакции: реакция разложения
 - Изменение степеней окисления химических элементов: окислительно-восстановительная
 - Обратимость процесса: обратимая
 - Участие катализатора: некаталитическая
 - Тепловой эффект: эндотермическая.

10. Почему скорость многих химических реакций с течением времени уменьшается? Приведите примеры, когда скорость реакции с течением времени увеличивается.
Как правило, со временем скорость химической реакции уменьшается, так как при этом реагирующие вещества расходуются и их концентрация уменьшается. Примером реакций, в которых скорость со временем увеличивается, могут быть автокаталитические реакции.
Автокатализ – катализ химической реакции одним из ее продуктов или исходных веществ. Одним из наиболее широко известных примеров автокатализа является окисление щавелевой кислоты перманганатом:image17

При комнатной температуре эта реакция вначале протекает медленно, но по мере накопления в растворе продукта-катализатора, она ускоряется.

11. Изменится ли скорость реакции между водородом и кислородом, если в их смесь, сохранив условия (какие?), ввести азот? Ответ поясните.image18


12. В колбе емкостью 2 л смешали 4,5 моль газа А и 3 моль газа В. Газы А и В реагируют соответственно уравнению А+В = 2С. Через 2 с в реакционной системе образовался газ С количеством вещества 1 моль. Определите среднюю скорость реакции. рассчитайте количества веществ газов А и В, которые не прореагировали.image19


13. Какие условия превращения оксида серы (IV) в оксид серы (VI) можно предусмотреть, учитывая закономерности течения этой реакции? как осуществляют этот процесс на химическом производстве?image20

image2114. Какой процесс на сернокислотном заводе основан на применении принципа теплообмена? Чего можно достичь, применяя этот принцип?image22

15. Какими способами можно достичь увеличение скорости реакции обжига спирта на сернокислотном заводе?image23

image2416. Укажите три условия, при которых будет происходить смещение химического равновесия реакцииimage25

в сторону образования азотной кислоты.image26


17. Гидрирование бензола выражается следующим уравнением реакции:image27

При каких условиях следует проводить гидрирование бензола? В какую сторону сместится химическое равновесие данной реакции: а) при понижении температуры; б)при уменьшении давления; в) при увеличении концентрации бензола? Ответ обоснуйте.image28


18. Метиловый спирт (метанол) получают в соответствии с уравнением реакцииimage29

Можно ли получить метанол, если реакцию проводить при пониженном давлении и высокой температуре? Почему? Какие условия для проведения этой реакции вы предложите? Поясните ваш ответ.image30


19. В какую сторону сместится химическое равновесие при понижении температуры в следующих системах:image31

В какую сторону сместится химическое равновесие при повышении давления в системах:image32

Поясните свой ответ.image33


20. Какие факторы способствуют электролитической диссоциации в растворах? На конкретном примере объясните процесс электролитической диссоциации в воде вещества с ионной связью.image34


21. На конкретном примере покажите, как происходит электролитическая диссоциация в воде вещества с ковалентной связью.
При растворении в воде веществ с ковалентно-полярной связью, молекулы воды, окружив полярную молекулу, сначала растягивают связь в ней, увеличивая ее полярность, затем разрывают ее на ионы, которые гидратируются и равномерно распределяются в растворе. Например, соляная кислота диссоциирует на ионы:image35

22. Укажите факторы, свидетельствующие о гидратации ионов в водных растворах.image36

23. Разрушение кристаллической решетки требует затраты энергии, но при растворении кристаллического KOH в воде выделяется тепло. Какой процесс сопровождается выделением теплоты? Приведите аналогичные примеры.
Если взаимодействие частиц растворенного вещества с молекулами растворителя сопровождается выделением энергии, чем это необходимо на разрыв связей между частицами растворяемого вещества, раствор будет разогреваться (тепловой эффект растворения положительный). Например, как при растворении в воде щелочей и некоторых кислот (H2SO4). Такие процессы называются экзотермическими. К ним также относятся реакции горения и окисления, например водорода в кислороде, сжигание метана, горение пороха, окисление жиров в организме человека.

24. Дайте определения оснований, кислот и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации. Приведите примеры.image37


25. Предскажите, как изменится степень диссоциации кислоты, если в метильной группе молекулы уксусной кислоты атом водорода заменить на атом хлора. Дайте обоснованный ответ и составьте уравнение диссоциации этой кислоты.
Сила кислоты определяются ее способностью отдавать протон, т.е. диссоциировать. Хлоруксусная кислота более сильная кислота, чем уксусная, поскольку атом хлора является электроотрицательным элементом и оттягивает на себя электроны, и связь между кислородом и водородом карбоксильной группы хлоруксусной кислоты становится более ослабленной, т.е. протон уходит легче, по сравнению с уксусной кислотой.

26. Какие условия необходимы для протекания реакций между электролитами в растворе? Приведите конкретные примеры.
Реакции, протекающие в растворах между электролитами, называются реакциями ионного обмена. Реакции ионного обмена протекают до конца, если: 1) образуется осадок; 2)выделяется газ; 3) образуется малодиссоциирующее вещество (вода).
Примеры:image38


27. Составьте по два различных уравнения реакций в молекулярной форме, которые соответствовали бы следующим ионно-молекулярным уравнениям:image39


image4028. Хлороводород, растворяясь в воде, почти полностью ионизируется, а в муравьиной кислоте H–COOH его ионизация  протекает примерно на одну треть. В чем причина такого различия?
Хлороводород – это сильный электролит и полностью диссоциирует на ионы, а муравьиная кислота – слабый и диссоциирует не полностью.

29. Даны растворы следующих веществ: CuSO4, KOH, BaCl2, HCl. Между какими из них будут протекать химические реакции: напишите молекулярные и ионные (полные и сокращенные) уравнения возможных реакций.image42


30. Даны растворы следующих веществ: K2CO3, Na2SO4, HNO3, Ba(NO3)2. Между какими из них будут протекать химические реакции? Напишите молекулярные и ионные (полные и сокращенные) уравнения возможных реакций.image43


31. Укажите, какие из солей подвергаются гидролизу: а)KCl; б)NH4NO3; в)Na2CO3. Напишите уравнения реакций гидролиза этих солей (в молекулярной и ионной формах).image44 32. Можно ли при помощи индикаторов различить растворы двух солей: нитрата цинка и сульфида натрия? Дайте обоснованный ответ и напишите уравнения соответствующих реакций.
Можно в нитрате цинка среда кислая и лакмус будет красный, а в среде сульфида натрия среда щелочная и лакмус будет синий.image45

image4633. Даны три соединения натрия: гидрид, хлорид, сульфид. Какие процессы происходят с каждым из них в воде? Напишите уравнения реакций. Поясните сходство и различие этих процессов.

image47Хлорид натрия и сульфид натрия соли, но из них гидролизу подвергается только сульфид натрия, поскольку хлорид натрия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

34. Какие продукты образуются при сливании водных растворов карбоната натрия и хлорида алюминия? Напишите уравнения реакций. Дайте пояснение.image48


35. Какие продукты образуются при гидролизе жиров? Как сместить химическое равновесие системы в сторону реакции гидролиза жира? Ответ подтвердите уравнением реакции.
Жиры представляют собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Гидролиз жира на примере тристеарина:image49

В обоих случаях одним из продуктов гидролиза является глицерин. только в случае щелочного гидролиза образуется соль – тристеарат калия, а в случае кислотного – стеариновая кислота. Чтобы сместить равновесие в сторону гидролиза необходимо увеличить концентрацию одного из исходных веществ (например щелочи).

36. Напишите уравнение реакции гидролиза бромэтана. Назовите продукты реакции. как сместить химическое равновесие в сторону процесса гидролиза бромэтана?

image50Для смещения равновесия в сторону гидролиза необходимо увеличивать концентрацию одного из исходных веществ, либо выводить из системы продукты реакции.

37. Какие вещества образуются при полном гидролизе белков? В какой среде проводят этот процесс? Поясните ответ и составьте схему гидролиза белка.
При полном гидролизе белков образуются аминокислоты. Гидролиз может быть кислотный (протекает быстрее всего), щелочной (приводит к разрыву их пептидных связей, рацемизации большинства аминокислот и практически полному разрушению серина, треонина, аргинина и цистеина, поэтому редко используется) и ферментативный (протекает медленно и, вероятно не полностью).image51


38. Составьте уравнение реакции гидролиза хлорметана. Назовите продукты гидролиза. Как сместить химическое равновесие в сторону процесса гидролиза?

image52Для смещения равновесия в сторону гидролиза необходимо увеличивать концентрацию одного из исходных веществ, либо выводить из системы продукты реакции.

39. Чем различаются составы продуктов полного гидролиза сахарозы и крахмала? В какой среде проводят гидролиз этих веществ? Почему? Ответ подтвердите уравнениями реакций.image53


40. К раствору, содержащему 21,3 г нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 17,49 г карбоната натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.image54


41. К раствору, содержащему 11,9 г нитрата серебра, прилили раствор, содержащий 2,67 г хлорида алюминия. Осадок отфильтровали и фильтрат выпарили. Определите массу осадка, а также массу и состав остатка после выпаривания фильтрата, если образуется кристаллогидрат состава Al(NO3)3·9H2O.image55


42. К раствору, содержащему 9,84 г нитрата кальция, прилили раствор, содержащий 9,84 г фосфата натрия. Образовавшийся осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массы продуктов реакции и состав их после выпаривания фильтрата, если считать, что образуются безводные соли.image56


43. Для полной нейтрализации 200 г 7,3%-ного раствора соляной кислоты потребовалось 200 г раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия NaOH в этом растворе.image57


44. Одинаковое ли количество вещества соли серебра будет осаждаться из 100 мл 0,5 М раствора нитрата серебра при добавлении к нему по 100 мл 0,1 М растворов NaI и KI?image58

Итак, мы видим, что нитрат серебра взаимодействует с йодидами натрия и калия 1:1. Химические количества йодидов натрия и калия равны по 0,01 моль, нитрат серебра 0,05, т.е. значит он в избытке. Реакции протекают аналогично, и сколько вступает йодида столько образуется осадка, т.е. тоже по 0,01 моль.