1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

§17. Аминокислоты. Белки






1. Какие вещества называют аминокислотами, а какие – белками? Что общего между этими классами органических соединений?
Аминокислоты – органические соединения, в молекуле которых одновременно содержатся карбоксильные и аминные группы.
Белки – высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединенных в цепочку пептидной связью.
Общее между классами данных веществ: качественный состав. Белки состоят из аминокислот.

2. Почему аминокислоты – амфотерные органические соединения?
В связи с наличием кислотной карбоксильной и основной аминогрупп, аминокислоты относят к амфотерным соединениям. В зависимости от условий они могут реагировать как кислоты или основания.

3. На основе примеров, приведенных в параграфе, попробуйте предложить способ образования названий аминокислот.image20

4. Какими свойствами обладают аминокислоты? Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства анилина.image21

5. Назовите области применения аминокислот.
Производство нейлона, капрона, энанта.
Аминокислоты входят в состав спортивного питания и комбикорма. Аминокислоты применяются в пищевой промышленности в качестве вкусовых добавок, например, натриевая соль глутаминовой кислоты.

6. Охарактеризуйте три структуры белка.image22

image237. Какие химические свойства характерны для белков?
Для белков наиболее характерны реакции гидролиз (разрушение полипептидной цепочки с образованием более простых фрагментов), денатурация (разрушение пространственной структуры белка), ксантопротеиновая и биуретова реакции.

8. Что такое денатурация? Какие внешние факторы могут вызвать ее?
Денатурация – это необратимое разрушение третичной и вторичной структуры белка. Практически любое заметное изменение внешних условий, например, нагревание или существенное изменение pH приводит к последовательному нарушению четвертичной, третичной и вторичной структур белка. Обычно денатурация вызывается повышением температуры, действием сильных кислот и щелочей, солей тяжелых металлов, некоторых растворителей (спирт), радиации и др.

9. Как с помощью одного и того же реактива распознать растворы трех веществ: белка, глюкозы и глицерина?
Гидроксид меди (II). При добавлении к белку дает фиолетовое окрашивание, при сдобавлении к глюкозе и глицерину – синее. Если пробирку с раствором глюкозы нагреть, то происходит обесцвечивание раствора и выпадение красного осадка.

10. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Этан → этилен → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота → полипептид.image24

11. Вычислите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 150 г 5%-го раствора аминоуксусной кислоты с необходимым количеством гидроксида натрия. Сколько граммов 12%-го раствора щелочи потребуется для реакции? image25image26